О Министерстве Деятельность Интерактивные услуги Обращение в Министерство Международное сотрудничество Законодательство Публикации и издания Библиотека

Пресс-центр

Контактная информация

Если вас ущемляют в ваших законных правах, то не задумываясь звоните по Телефонам доверия министерства юстиции или его территориальных управлений.

map
Телефон доверия
1008
г. Ташкент, 100047, ул. Сайилгох, 5
Канцелярия: (0371) 233-13-05
Отдел приема граждан и обращений: (0371) 236-26-10
Факс: (0371) 233-48-44
info@minjust.gov.uz

Новости

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
Министерством юстиции в инициативном порядке разработан законопроект, направленный на защиту прав и свобод граждан

Проект Закона «О внесении дополнения и изменения в Трудовой кодекс Республики Узбекистан» разработан Министерством юстиции по итогам анализа обращений физических и юридических лиц.

Президентом Республики Узбекистан на заседании палат Олий Мажлиса, представителей политических партий и Экологического движения Узбекистана, состоявшегося 12 июля 2017 года отмечено, что «за 20 лет создана такая система, в которой хорошие кадры не привлекались к управлению по причине того, что «отец судим», «брат судим», пусть каждый отвечает за себя. Отец за себя, сын за себя, брат за себя, теперь если он является патриотом, инициативным, то будем привлекать к управлению».

Права граждан на труд и на свободный выбор работы закреплены в Конституции Республики Узбекистан, Трудовом кодексе, Законе «Об охране труда» и других нормативно-правовых актах.

В статье 37 Конституции Республики Узбекистан установлено, что каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом.

Статьей 6 Трудового кодекса, запрещена дискриминация в трудовых отношениях. Однако, в действующем законодательстве конкретно не предусмотрено право на труд и свободный выбор работы, ранее осужденного лица, либо имеющего близких осужденных родственников. 

Более того, на практике наблюдаются случаи отказа в приеме на работу на основании судимости близких родственников лица, поступающего на работу.

Помимо этого, в соответствии с постановлением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 октября 2016 года «Об амнистии в связи с двадцать четвертой годовщиной принятия Конституции Республики Узбекистан» из мест лишения свободы освобождены 39.748лиц.

В статье 42 Уголовного кодекса Республики Узбекистан установлено,что наказание применяется в целях исправления, воспрепятствования продолжению преступной деятельности, а также предупреждения совершения новых преступлений, как осужденными, так и другими лицами.

Следовательно, законодательством не предусмотрено применение каких-либо мер по отношению к ранее судимому лицу, либо к лицу у которого осуждены близкие родственники.

Изучение законодательства зарубежных стран показало следующее.

Статьями L11322-1, L-1132-4 Кодекса о труде Франции, запрещена дискриминация по различным признакам, включая отказ в приеме на работу на основании судимости лица.

Аналогичные положения установлены в разделе 7 Трудового права Республики Латвии, в федеральном законодательстве США, по Закону Великобритании от 1984 года.

Наряду с этим, законами Франции и Италии установлен запрет на сбор информации не связанной с профессиональными качествами и мастерством лица, поступающего на работу.

В Статусе трудящихся Испании,указывается, чтоосновные права работников включают невмешательство в их частную жизнь и уважение их личного достоинства.

В целях обеспечения осуществления гражданами прав на труд и свободный выбор работы, проект предусматривает внесение изменения и дополнения в Трудовой кодекс, на предмет установления запрета на отказ в приеме на работу лица по причине его ранней судимости, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, либо в связи с судимостью близких родственников.

Предлагаемые изменения и дополнения послужат привлечению патриотически настроенных, инициативных, образованных, устремленных кадров к государственному управлению, обеспечению осуществления гражданами прав на труд и свободный выбор работы.Проект в установленном порядке внесено в Кабинет Министров Республики Узбекистан.


СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

к проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Узбекистан»

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование

1.

Статья 78. Недопустимость незаконного отказа в приеме на работу

Не допускается незаконный отказ в приеме на работу.

Незаконным признается отказ в приеме на работу:

нарушающий требования части первой статьи 6 настоящего Кодекса;

лиц, приглашенных работодателем на работу;

лиц, с которыми работодатель в соответствии с законом обязан заключить трудовой договор (лиц, направленных на работу в счет установленного минимального количества рабочих мест, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, соответственно по мотивам их беременности или наличия детей);

 

 

Дополняется

 

3

 

 

в других случаях, предусмотренных законодательством.

В случае отказа в приеме на работу по требованию работника работодатель обязан в трехдневный срок дать письменное обоснование причин отказа в приеме на работу, подписанное должностным лицом, обладающим правом приема. Отказ в удовлетворении требований о выдаче мотивированного обоснования не является препятствием для обжалования работником незаконного отказа в приеме на работу.

 

Статья 78. Недопустимость незаконного отказа в приеме на работу

Не допускается незаконный отказ в приеме на работу.

Незаконным признается отказ в приеме на работу:

нарушающий требования части первой статьи 6 настоящего Кодекса;

лиц, приглашенных работодателем на работу;

лиц, с которыми работодатель в соответствии с законом обязан заключить трудовой договор (лиц, направленных на работу в счет установленного минимального количества рабочих мест, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, соответственно по мотивам их беременности или наличия детей);

лиц, ранее осужденных, за исключением случаев предусмотренных законодательством, либо в связи с судимостью близких родственников;

 

в других случаях, предусмотренных законодательством.

В случае отказа в приеме на работу по требованию работника работодатель обязан в трехдневный срок дать письменное обоснование причин отказа в приеме на работу, подписанное должностным лицом, обладающим правом приема. Отказ в удовлетворении требований о выдаче мотивированного обоснования не является препятствием для обжалования работником незаконного отказа в приеме на работу.

 

 

В соответствии со статьей 38 Конституции Республики Узбекистан, каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом.

Также, в статье 6 Трудового кодекса указано о недопустимости каких-либо ограничений в обладании и использовании трудовых прав.

Однако, в действующем законодательстве конкретно не предусмотрено право на труд и свободный выбор работы, ранее осужденного лица, либо имеющего близких осужденных родственников. 

На практике наблюдаются случаи отказа в приеме на работу на основании судимости близких родственников лица, поступающего на работу.

Только в 2016 году, в Министерство юстиции поступило 33 обращения относительно несогласия с отказом в приеме на работу в связи с судимостью близких родственников лица, поступающего на работу. Например, обращение граждан Ж.Шералиева, К.Абдуллаева, Б.Саидова об отказе в приеме на работу на основании судимости их близких родственников.

Помимо этого, в соответствии с постановлением Сената ОлийМажлиса Республики Узбекистан от
12 октября 2016 года «Об амнистии в связи с двадцать четвертой годовщиной принятия Конституции Республики Узбекистан» освобождены из мест лишения свободы 39.748 лиц отбывающих наказание.

В докладе Президента Республики Узбекистан в ходе заседания палат ОлийМажлиса, представителей политических партий и Экологического движения Узбекистана от 12 июля 2017 года отмечено, что «за 20 лет создана такая система, в которой к управлению не привлекались хорошие кадры по причине «отец судим», «брат судим», пусть каждый отвечает за себя. Отец за себя, сын за себя, брат за себя, теперь если он является патриотом, инициативным, то будем привлекать к управлению».

Данный вопрос изучен в законодательстве зарубежных стран.

В частности, ст.ст. L11322-1, L-1132-4 Кодекса о труде Франции, запрещена дискриминация по различным признакам, включая отказ в приеме на работу на основании судимости лица.

Аналогичные положения установлены в разделе
7 Трудового права Республики Латвии, в федеральном законодательстве США и законодательстве Великобритании.

Наряду с этим, законамиФранции и Италии установлен запрет на сбор информации не связанной с профессиональными качествами и мастерством лица, поступающего на работу.

В Статусе трудящихся Испании, указывается, чтоосновные права работниковвключают невмешательство в их частную жизнь и уважение их личного достоинства.

В целях обеспечения осуществления гражданами прав на труд и свободный выбор работы, проектом вносятся изменения и дополнение в Трудовой кодекс, предусматривающие установление запрета на отказ в приеме на работу по причине судимостилиц, ранее осужденных, за исключением случаев предусмотренных законодательством, либо в связи с судимостью близких родственников.