О Министерстве Деятельность Интерактивные услуги Обращение в Министерство Международное сотрудничество Законодательство Публикации и издания Библиотека

Пресс-центр

Контактная информация

Если вас ущемляют в ваших законных правах, то не задумываясь звоните по Телефонам доверия министерства юстиции или его территориальных управлений.

map
Телефон доверия
1008
г. Ташкент, 100047, ул. Сайилгох, 5
Телефон (канцелярия): (+998 71) 233-13-05
Факс: (+998 71) 233-48-44
info@minjust.gov.uz

Новости

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
В Узбекистане утверждены новые правила работы ЗАГСа

Постановлением Кабинета Министров от 14.11.2016 г. № 387 утверждены Правила регистрации актов гражданского состояния (далее – Правила), а ранее действовавшая редакция (утв. ПКМ от 12.04.1999 г. № 171) утратила силу. В этом обзоре приводится сравнительный анализ указанных редакций.

Что такое органы ЗАГС

Прежде всего в Правилах указан перечень органов, относящихся к числу органов ЗАГС:

отделы ЗАГС районов и городов;

дома бракосочетания;

архивы ЗАГС Министерства юстиции Республики Каракалпакстан, управлений юстиции областей и г. Ташкента.

Как и прежде, сходы граждан производят регистрацию смерти, однако теперь уточнено, что при этом не допускается регистрация смерти сходами граждан неопознанных лиц и лиц, объявленных судом умершими.

Перечень оснований для отказа в регистрации записей актов дополнен. Теперь отказать могут также, если представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним Правилами и другими актами законодательства.

Работники органов ЗАГС, а также консул не имеют права регистрировать записи актов или вносить в них соответствующие изменения, исправления и дополнения в отношении себя, своего супруга, своих и его родственников (родителей, детей, внуков, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер). Ранее этот запрет действовал только в отношении себя, мужа или жены и детей.

В таких случаях регистрация производится другим работником или в другом органе ЗАГС на основании письменного указания вышестоящего в порядке подчиненности органа. В графу «Для отметок» записи акта вносится соответствующая запись об этом.

Справка о рождении должна быть подробной

В Правилах закреплен новый исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть указаны в медсправке о рождении ребенка:

- фамилия, имя, отчество, место жительства, дата рождения, национальность, гражданство, семейное положение, образование матери;

время, дата и место рождения, пол, вес, рост ребенка;

- срок беременности, которая по счету беременность;

- критерии живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины, непроизвольное сокращение мускулатуры);

- время выдачи, порядковый номер медицинской справки и наименование медицинского учреждения.

Медсправка о рождении ребенка, родившегося вне родильного дома и без медицинской помощи, выдается на основании акта, составленного с участием свидетелей рождения ребенка от данной матери и утвержденного участковым врачом (фельдшером или акушером). Ранее в таких ситуациях свидетели подписывали саму справку.

Оговорено, что фамилия ребенка может быть производной от имени деда (ранее – от имени отца или деда) как по отцовской, так и по материнской линии согласно национальным традициям.

Регистрация рождения ребенка, родившегося на воздушном или водном судне, в поезде или в другом транспортном средстве во время его следования, производится органом ЗАГС по месту жительства одного из родителей или расположенным по маршруту следования транспортного средства. Ранее регистрация производилась консульскими учреждениями по месту приземления или по прибытии морского судна в порт на основании акта, составленного при участии командира судна и свидетелей.

Отдельно указано, что регистрация рождения ребенка у родителей (одного из них), не достигших совершеннолетия, производится на общих основаниях.

Как установить отцовство в сложных случаях

В случаях установления отцовства лицу, не достигшему 16-летнего возраста, отчество ребенка изменяется (записывается) по имени отца. Если же установление отцовства производится в отношении лица, достигшего 16-летнего возраста, то изменению подлежат только сведения об отце. Сведения о ребенке вносятся в порядке и по правилам перемены фамилии, имени и отчества. Ранее во всех случаях при установлении отцовства отчество ребенка подлежало изменению по имени отца.

Если невозможно установить местожительство матери, установление отцовства несовершеннолетнего ребенка производится на основании заявления отца с согласия органа опеки и попечительства. При этом к заявлению необходимо приложить копию решения суда о признании матери безвестно отсутствующей (ранее – справку органов внутренних дел об отсутствии сведений о матери более 6 мес.).

Усыновление только по решению суда

Изменения, внесенные в раздел об усыновлении, связаны с тем, что данная процедура с недавнего времени осуществляется в суде в порядке особого производства (подробнее – здесь).

Соответственно необходимые изменения в книгу записей о рождении усыновляемого вносятся в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, выписка из которого представляется в орган ЗАГС. Если же указанный срок был пропущен, в решении суда должна быть отметка о том, что оно не утратило силу.

Количество свидетелей на свадьбе определят молодожены

Как указано в Правилах, теперь при регистрации заключения брака могут участвовать свидетели, количество которых определяется лицами, вступающими в брак. Ранее их количество не должно было превышать двух человек.

Кроме того, теперь к заявлению о вступлении в брак иностранного гражданина или лица без гражданства, помимо копии документа, подтверждающего его личность, должен быть также приложен легализованный или с проставлением апостиля документ (вместе с переводом на государственный язык) о том, что иностранный гражданин или лицо без гражданства не состоит в браке.

После регистрации брака органом ЗАГС направляется в установленном порядке извещение о заключенном браке в иностранное государство, гражданином которого является лицо, вступившее в брак с гражданином Узбекистана.

Если пропавший супруг вдруг явился

Более подробно в Правилах описан порядок действий органов ЗАГС в случае явки супруга, признанного судом безвестно отсутствующим, и отмены решения суда. В этом случае брак может быть восстановлен по совместному заявлению супругов с аннулированием актовой записи о расторжении брака и соответствующего свидетельства, выданного на его основании.

Однако брак не может быть восстановлен, если одна из сторон вступила в новый. В этом случае при обращении лица, признанного безвестно отсутствующим, выдается свидетельство о расторжении брака.

Какие сроки изменились

Утвержденными Правилами предусмотрены следующие сроки совершения отдельных действий и порядок их исчисления:

- рассмотрение заявлений о восстановлении записи акта – в течение одного месяца (ранее – 15 дней). Этот срок может быть увеличен не более чем на один месяц заведующим органом ЗАГС при наличии уважительных причин (неполучение копий записей, подтверждающих обоснованность для восстановления записи акта и др.), о чем сообщается заявителю;

- заявление о внесении изменений, исправлений и дополнений в запись акта должно быть рассмотрено органом ЗАГС в течение 15 дней со дня поступления заявления (ранее – со времени представления всех прилагаемых к заявлению документов). Этот срок также может быть увеличен до одного месяца заведующим органом ЗАГС;

- срок извещения архива ЗАГС управления юстиции о внесении изменений в запись акта увеличен до 3 дней;

- заявление о перемене фамилии, имени и отчества должно теперь рассматриваться в двухмесячный срок со дня подачи (ранее – 45 дней). Продление срока допускается по уважительным причинам не более чем на один месяц.

Акты заполняются на латинице

В Правилах отражено, что записи актов, а также соответствующие гербовые свидетельства заполняются на государственном языке латинской графикой. Лица, не знающие государственного языка, могут воспользоваться услугами переводчика.

Кроме того отдельно регламентирован порядок записей актов с участием лиц с ограниченными возможностями. Так, если глухое, немое или глухонемое лицо является неграмотным, при регистрации записи акта может присутствовать лицо, которое может довести до него и удостоверить своей подписью, что содержание записи акта соответствует желанию глухого, немого или глухонемого. При составлении записи акта слепому лицу текст записи акта прочитывается ему работником органа ЗАГС, составляющим запись. Об этом вносятся соответствующие записи в графу «Для отметок».

Служебная тайна строго охраняется

Закреплено, что должностным лицам и другим работникам органов ЗАГС, совершающим действия, а также лицам, которым о совершаемых действиях стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей, запрещается разглашать ставшие известными им сведения, в том числе и после прекращения трудового договора.

Копии записей актов выдаются (высылаются) по запросам Министерства юстиции, суда, правоохранительных органов, нотариусов в связи с нахождением дел в их производстве, а также органов ЗАГС и консульских учреждений республики. Выдача копий записей актов гражданам не допускается.

Виновные в нарушении тайны совершаемых действий несут установленную законом ответственность.

Порядок сдачи отчетов скорректирован

Теперь органы ЗАГС вместе с ежемесячным отчетом по форме 97 должны сдавать в соответствующие управления юстиции второй экземпляр записей актов о рождении, смерти, заключении и расторжении брака в электронном и бумажном виде.

Сама ведомость отчета по форме 97 теперь составляется в трех экземплярах (ранее - четырех), два из которых вместе со вторым экземпляром записей актов сдаются в управление юстиции, третий остается в органе ЗАГС (четвертый направлялся в органы статистики).

Консульские учреждения Республики Узбекистан до 15 числа месяца, следующего за каждым полугодием, представляют в Министерство юстиции через Министерство иностранных дел отчеты по зарегистрированным записям актов и расходованию гербовых свидетельств.

Периодичность проверок установлена

Установлены следующие периоды проверок органов ЗАГС:

Министерством юстиции – 1 раз в 2,5 года (ранее – 1 раз каждые 2 года);

управлениями юстиции – 1 раз в 2 года (ранее – менее 1 раза в году).