О Министерстве Деятельность Интерактивные услуги Обращение в Министерство Международное сотрудничество Законодательство Публикации и издания Библиотека

Законодательство

Контактная информация

Если вас ущемляют в ваших законных правах, то не задумываясь звоните по Телефонам доверия министерства юстиции или его территориальных управлений.

map
Телефон доверия
1008
г. Ташкент, 100047, ул. Сайилгох, 5
Канцелярия: (0371) 233-13-05
Отдел приема граждан и обращений: (0371) 236-26-10
Факс: (0371) 233-48-44
info@minjust.gov.uz

Для предпринимателя

Нормы законодательства об ответственности должностных лиц за незаконное вмешательство и воспрепятствование предпринимательской деятельности, необоснованное приостановление финансово-хозяйственной деятельности, а также возмещение непосредственно с виновных лиц ущерба, нанесенного субъектам предпринимательства.

Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности

(Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995 г., № 3; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 9, ст. 193, № 12, ст. 269; 1996 г., № 5-6, ст. 69, № 9, ст. 144; 1997 г., № 2, ст. 56, № 4-5, ст. 126, № 9, ст. 241; 1998 г., № 3, ст. 38, № 5-6, ст. 102, № 9, ст. 181; 1999 г., № 1, ст. 20, № 5, ст. 124, № 9, ст. 229; 2000 г., № 5-6, ст. 153, № 7-8, ст. 217; 2001 г., № 1-2, ст. 23, № 9-10, ст.ст. 165, 182; 2002 г., № 1, ст. 20, № 9, ст. 165; 2003 г., № 1, ст. 8, № 5, ст. 67, № 9-10, ст. 149; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 25, ст. 287, № 37, ст. 408, № 51, ст. 514; 2005 г., № 37-38, ст. 280, № 51, ст. 374, № 52, ст.ст. 384, 385; 2006 г., № 25-26, ст. 226, № 39, ст. 385, № 41, ст. 405, № 51-52, ст.ст. 498, 501; 2007 г., № 14, ст.ст. 134, 135, № 15, ст. 154, № 17-18, ст. 170, № 37-38, ст. 377, № 39, ст. 400, № 50-51, ст.ст. 504, 512, № 52, ст. 532; 2008 г., № 14-15, ст. 88, № 16, ст. 117, № 17, ст. 129, № 37-38, ст. 367, № 39, ст. 391, № 52, ст.ст. 513, 514; 2009 г., № 3, ст. 9, № 38, ст. 414, ст. 415, № 39, ст. 423, № 41, ст. 439, № 50-51, ст. 529, № 52, ст.ст. 551, 553, ст. 555, ст. 557; 2010 г., № 20, ст. 146, № 21, ст. 161, № 22, ст. 174, № 37, ст.ст. 313, 317, № 38, ст. 329, № 40-41, ст. 343, № 51, ст.ст. 479, 484, 485; 2011 г., № 1-2, ст. 1, № 16, ст. 162, № 17, ст. 168, № 36, ст. 365, № 40, ст. 410, № 52, ст. 556; 2012 г., № 15, ст. 166, № 37, ст. 423; 2013 г., № 1, ст. 1, № 18, ст. 233, № 41, ст. 543; 2014 г., № 4, ст. 45, № 20, ст. 222, № 36, ст. 452, № 50, ст. 588, № 49, ст. 579; 2015 г., № 23, ст. 301, № 32, ст. 425, № 33, ст. 439, № 52, ст. 645; 2016 г., № 3(I), ст. 32, № 17, ст. 173, № 39, ст. 457)

Глава XVI1. Административная ответственность за воспрепятствование, незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность и другие правонарушения, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов

Статья 2411. Нарушение права частной собственности

Причинение должностным лицом или служащим контролирующего, правоохранительного и иного государственного органа и государственной организации ущерба частным собственникам путем нарушения их прав, то есть незаконное ограничение и (или) лишение права собственности, посягательство на частную собственность, навязывание собственнику заведомо неприемлемых условий, включая необоснованное требование передачи имущества или имущественных прав, а также изъятие собственности либо понуждение его на отказ от права на собственное имущество при отсутствии признаков мелкого хищения —

влечет наложение штрафа от двадцати до шестидесяти минимальных размеров заработной платы.

Статья 2412. Нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства

Нарушение установленного порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, а равно инициирование и (или) проведение незаконных проверок деятельности субъектов предпринимательства —

влечет наложение штрафа на должностных лиц от двадцати до шестидесяти минимальных размеров заработной платы.

Статья 2413. Незаконное приостановление деятельности субъектов предпринимательства и (или) операций по их банковским счетам

Незаконное приостановление деятельности субъектов предпринимательства и (или) операций по их банковским счетам —

влечет наложение штрафа на должностных лиц от двадцати до шестидесяти минимальных размеров заработной платы.

Статья 2414. Принудительное привлечение субъектов предпринимательства к благотворительности и иным мероприятиям

Принудительное привлечение субъектов предпринимательства должностным лицом или служащим контролирующего, правоохранительного и иного государственного органа и государственной организации к благотворительности и иным мероприятиям, связанным с отвлечением денежных средств и других материальных ценностей, —

влечет наложение штрафа от десяти до двадцати минимальных размеров заработной платы.

Статья 2415. Нарушение законодательства о лицензировании и законодательства о разрешительных процедурах

Нарушение установленного порядка и сроков выдачи лицензии и других документов разрешительного характера, в том числе незаконное введение новых видов лицензий и разрешительных процедур —

влечет наложение штрафа на должностных лиц и служащих от десяти до двадцати минимальных размеров заработной платы.

Статья 2416. Неправомерный отказ, неприменение или воспрепятствование в применении льгот и преференций

Неправомерный отказ, неприменение или воспрепятствование в применении льгот и преференций, предоставленных субъектам предпринимательства, —

влечет наложение штрафа на должностных лиц и служащих от десяти до двадцати минимальных размеров заработной платы.

Статья 2417. Необоснованная задержка выдачи денежных средств хозяйствующим субъектам и иным организациям

Необоснованная задержка должностным лицом или служащим банка выдачи хозяйствующим субъектам и иным организациям денежных средств на выплату заработной платы, пособий, стипендий и других приравненных к ним платежей —

влечет наложение штрафа от десяти до двадцати минимальных размеров заработной платы.

Статья 2418. Незаконное истребование информации о наличии денежных средств на счетах субъектов предпринимательства

Истребование информации о наличии денежных средств на счетах субъектов предпринимательства в случаях, не предусмотренных законодательством, —

влечет наложение штрафа на должностных лиц и служащих от двадцати до шестидесяти минимальных размеров заработной платы.

Статья 2419. Нарушение порядка оказания государственных услуг

Нарушение установленного законодательством порядка и сроков оказания государственных услуг субъектам предпринимательства, в том числе нарушение порядка и сроков государственной регистрации субъектов предпринимательства, а равно неправомерный отказ в оказании государственной услуги либо уклонение от ее предоставления —

влечет наложение штрафа на должностных лиц и служащих от десяти до двадцати минимальных размеров заработной платы.

То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, —

влечет наложение штрафа на должностных лиц и служащих от двадцати до тридцати минимальных размеров заработной платы.

Статья 24110. Истребование от субъектов предпринимательства документов с нарушением законодательства

Истребование от субъектов предпринимательства статистической, финансовой, налоговой и иной отчетности, а также других документов, не предусмотренных законодательством, в том числе излишних документов при открытии банковского счета, а равно истребование предусмотренной законодательством отчетности вопреки установленным срокам и порядку предоставления —

влечет наложение штрафа на должностных лиц и служащих от десяти до двадцати минимальных размеров заработной платы.

То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, —

влечет наложение штрафа на должностных лиц и служащих от двадцати до тридцати минимальных размеров заработной платы.

Статья 24111. Нарушение порядка сноса недвижимого имущества

Снос зданий, иных строений, сооружений или насаждений на изымаемом земельном участке, принадлежащих субъектам предпринимательства, без предварительного и полного возмещения убытков по рыночной стоимости указанного имущества —

влечет наложение штрафа на должностных лиц от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров заработной платы.

То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, —

влечет наложение штрафа на должностных лиц от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы.

(раздел второй дополнен главой XVI1 Законом Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года № ЗРУ-391 — СЗ РУ, 2015 г., № 33, ст. 439)

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

(Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995 г., № 1; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., № 9, ст. 144; 1997 г., № 2, ст. 56, № 9, ст. 241; 1998 г., № 5-6, ст. 102, № 9, ст. 181; 1999 г., № 1, ст. 20, № 5, ст. 124, № 9, ст. 229; 2000 г., № 5-6, ст. 153; 2001 г., № 1-2, ст. 23, № 9-10, ст. 165; 2002 г., № 9, ст. 165; 2003 г., № 1, ст. 8, № 9-10, ст. 149; 2004 г., № 1-2, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 6, ст. 248; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 37, ст. 408; 2005 г., № 39, ст. 294, № 52, ст.ст. 384, 385; 2006 г., № 25-26, ст. 226, № 51-52, ст. 498; 2007 г., № 14, ст. 134, № 17-18, ст. 171, № 37-38, ст. 377, № 39, ст. 401, № 52, ст. 532; 2008 г., № 14-15, ст. 94, № 16, ст.ст. 116, 117, № 28, ст. 263, № 37-38, ст. 366, № 39, ст.ст. 390, 391, № 52, ст.ст. 513, 514; 2009 г., № 3, ст. 9, № 15, ст. 171, № 37, ст. 402, № 38, ст.ст. 414,415, № 39, ст. 423, № 52, ст. 553; 2010 г., № 20, ст. 147, № 21, ст. 161, № 38, ст. 329, № 51, ст. 482, № 52, ст. 509; 2011 г., № 1-2, ст. 1; 2012 г., № 15, ст. 166, № 37, ст. 423; 2013 г., № 1, ст. 1, № 18, ст. 233, № 41, ст. 543; 2014 г., № 4, ст. 45, № 20, ст. 222, № 36, ст. 452, № 50, ст. 588; 2015 г., № 23, ст. 301, № 32, ст. 425, № 33, ст. 439, № 52, ст. 645; 2016 г., № 17, ст. 173, № 39, ст. 457)

Глава XIII1. Преступления, связанные с воспрепятствованием, незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность, и другие преступления, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов

Статья 1921. Нарушение права частной собственности

Причинение должностным лицом или служащим контролирующего, правоохранительного и иного государственного органа и государственной организации ущерба частным собственникам путем нарушения их прав, то есть незаконное ограничение и (или) лишение права собственности, посягательство на частную собственность, навязывание собственнику заведомо неприемлемых условий, включая необоснованное требование передачи имущества или имущественных прав, а также изъятие собственности либо понуждение его на отказ от права на собственное имущество при отсутствии признаков хищения, совершенное после применения административного взыскания за такие же действия, —

наказывается штрафом от ста пятидесяти до трехсот минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до трех лет либо исправительными работами до трех лет.

См. ст. 2411 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.

Те же действия, совершенные:

а) с причинением крупного ущерба;

б) по предварительному сговору группой лиц, —

наказываются штрафом от трехсот до пятисот минимальных размеров заработной платы или ограничением свободы от одного года до трех лет либо лишением свободы до трех лет с лишением определенного права.

Те же действия, совершенные:

а) с причинением особо крупного ущерба;

б) в интересах организованной группы, —

наказываются штрафом от пятисот до шестисот минимальных размеров заработной платы или ограничением свободы от трех до пяти лет либо лишением свободы от трех до пяти лет с лишением определенного права.

См. Закон Республики Узбекистан «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников».

Статья 1922. Нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства

Нарушение установленного порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, а равно инициирование и (или) проведение незаконных проверок деятельности субъектов предпринимательства, совершенное после применения административного взыскания за такие же действия, —

наказывается штрафом от ста пятидесяти до трехсот минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до трех лет либо исправительными работами до трех лет.

См. ст. 2412 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.

Те же действия, совершенные:

а) с причинением крупного ущерба;

б) по предварительному сговору группой лиц, —

наказываются штрафом от трехсот до пятисот минимальных размеров заработной платы или ограничением свободы от одного года до трех лет либо лишением свободы до трех лет с лишением определенного права.

Те же действия, совершенные:

а) с причинением особо крупного ущерба;

б) в интересах организованной группы, —

наказываются штрафом от пятисот до шестисот минимальных размеров заработной платы или ограничением свободы от трех до пяти лет либо лишением свободы от трех до пяти лет с лишением определенного права.

Для дополнительной информации см. Закон Республики Узбекистан «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов», раздел III («Налоговый контроль») Налогового кодекса Республики Узбекистан, ст. 39 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», Положение о порядке координации проверок деятельности субъектов предпринимательства — юридических лиц, проводимых контролирующими органами (рег. № 1573 от 06.05.2006 г.), Положение о порядке организации проверок деятельности индивидуальных предпринимателей контролирующими органами (рег. № 1712 от 03.09.2007 г.).

Статья 1923. Незаконное приостановление деятельности субъектов предпринимательства и (или) операций по их банковским счетам

Незаконное приостановление деятельности субъектов предпринимательства и (или) операций по их банковским счетам, совершенное после применения административного взыскания за такие же действия, —

наказывается штрафом от ста пятидесяти до трехсот минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до трех лет либо исправительными работами до трех лет.

См. ст. 2413 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.

Те же действия, совершенные:

а) с причинением крупного ущерба;

б) по предварительному сговору группой лиц, —

наказываются штрафом от трехсот до пятисот минимальных размеров заработной платы или ограничением свободы от одного года до трех лет либо лишением свободы до трех лет с лишением определенного права.

Те же действия, совершенные:

а) с причинением особо крупного ущерба;

б) в интересах организованной группы, —

наказываются штрафом от пятисот до шестисот минимальных размеров заработной платы или ограничением свободы от трех до пяти лет либо лишением свободы от трех до пяти лет с лишением определенного права.

Статья 1924. Принудительное привлечение субъектов предпринимательства к благотворительности и иным мероприятиям

Принудительное привлечение субъектов предпринимательства должностным лицом или служащим контролирующего, правоохранительного и иного государственного органа и государственной организации к благотворительности и иным мероприятиям, связанным с отвлечением денежных средств и других материальных ценностей, совершенное после применения административного взыскания за такие же действия, —

наказывается штрафом от ста пятидесяти до трехсот минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до трех лет либо ограничением свободы от одного года до трех лет или лишением свободы до трех лет.

См. ст. 2414 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.

В случае возмещения причиненного материального ущерба не применяется наказание в виде ограничения свободы и лишения свободы.

Статья 1925. Нарушение законодательства о лицензировании и законодательства о разрешительных процедурах

Нарушение установленного порядка и сроков выдачи лицензии и других документов разрешительного характера, в том числе незаконное введение новых видов лицензий и разрешительных процедур, совершенное после применения административного взыскания за такие же действия, —

наказывается штрафом от пятидесяти до двухсот минимальных размеров заработной платы с лишением определенного права либо исправительными работами до двух лет.

См. ст. 2415 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.

Те же действия, совершенные:

а) с причинением особо крупного ущерба;

б) в интересах организованной группы, —

наказываются штрафом от двухсот до пятисот минимальных размеров заработной платы или ограничением свободы от трех до пяти лет либо лишением свободы от трех до пяти лет с лишением определенного права.

Статья 1926. Неправомерный отказ, неприменение или воспрепятствование в применении льгот и преференций

Неправомерный отказ, неприменение или воспрепятствование в применении льгот и преференций, предоставленных субъектам предпринимательства, совершенное после применения административного взыскания за такие же действия, —

наказывается штрафом от пятидесяти до двухсот минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до двух лет либо исправительными работами до двух лет.

См. ст. 2416 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.

Те же действия, совершенные:

а) с причинением особо крупного ущерба;

б) в интересах организованной группы, —

наказываются штрафом от двухсот до пятисот минимальных размеров заработной платы или ограничением свободы от одного года до трех лет либо лишением свободы до трех лет с лишением определенного права.

Статья 1927. Необоснованная задержка выдачи денежных средств хозяйствующим субъектам и иным организациям

Необоснованная задержка должностным лицом или служащим банка выдачи хозяйствующим субъектам и иным организациям денежных средств на выплату заработной платы, пособий, стипендий и других приравненных к ним платежей, совершенная после применения административного взыскания за такие же действия, —

наказывается штрафом до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до трех лет либо ограничением свободы до одного года или лишением свободы до одного года.

См. ст. 2417 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.

Статья 1928. Незаконное истребование информации о наличии денежных средств на счетах субъектов предпринимательства

Истребование информации о наличии денежных средств на счетах субъектов предпринимательства в случаях, не предусмотренных законодательством, совершенное после применения административного взыскания за такие же действия, —

наказывается штрафом от ста пятидесяти до трехсот минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до трех лет либо исправительными работами до трех лет.

См. ст. 2418 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.

Статья 1929. Коммерческий подкуп

Заведомо незаконное предоставление должностному лицу негосударственной коммерческой или иной негосударственной организации материальных ценностей или имущественной выгоды за выполнение или невыполнение в интересах осуществляющего подкуп лица определенного действия, которое указанное должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своих полномочий, —

наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или исправительными работами от одного года до двух лет либо ограничением свободы от одного года до трех лет или лишением свободы до трех лет.

Заведомо незаконное получение должностным лицом негосударственной коммерческой или иной негосударственной организации материальных ценностей или имущественной выгоды за выполнение или невыполнение в интересах осуществляющего подкуп лица определенного действия, которое указанное должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своих полномочий, —

наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или исправительными работами от одного года до двух лет либо ограничением свободы от одного года до трех лет или лишением свободы до трех лет.

Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) повторно;

б) в крупном размере;

в) по предварительному сговору группой лиц, —

наказываются штрафом от ста до трехсот минимальных размеров заработной платы или исправительными работами от двух до трех лет либо ограничением свободы от трех до пяти лет или лишением свободы от трех до пяти лет.

Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные:

а) повторно;

б) в крупном размере;

в) путем вымогательства;

г) по предварительному сговору группой лиц, —

наказываются штрафом от ста до трехсот минимальных размеров заработной платы или исправительными работами от двух до трех лет либо ограничением свободы от трех до пяти лет или лишением свободы от трех до пяти лет.

Действия, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) в особо крупном размере;

б) организованной группой или в ее интересах, —

наказываются штрафом от трехсот до шестисот минимальных размеров заработной платы или лишением свободы от пяти до восьми лет.

Лицо, осуществившее подкуп, освобождается от ответственности, если в отношении него имело место вымогательство материальных ценностей или имущественной выгоды и это лицо в течение тридцати суток после совершения преступных действий добровольно заявило о случившемся, чистосердечно раскаялось и активно способствовало раскрытию преступления.

Статья 19210. Подкуп служащего негосударственной коммерческой или иной негосударственной организации

Заведомо незаконное предоставление служащему негосударственной коммерческой или иной негосударственной организации материальных ценностей или имущественной выгоды за выполнение или невыполнение в интересах осуществляющего подкуп лица определенного действия, которое служащий должен был или мог совершить с использованием своих полномочий, совершенное после применения административного взыскания за такие же действия, —

наказывается штрафом от двадцати до тридцати минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до одного года.

См. ст. 611 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.

Заведомо незаконное получение служащим негосударственной коммерческой или иной негосударственной организации материальных ценностей или имущественной выгоды за выполнение или невыполнение в интересах осуществляющего подкуп лица определенного действия, которое служащий должен был или мог совершить с использованием своих полномочий, совершенное после применения административного взыскания за такие же действия, —

наказывается штрафом от двадцати до тридцати минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до одного года.

Статья 19211. Злоупотребление должностными лицами негосударственной коммерческой или иной негосударственной организации своими полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями, то есть умышленное использование должностным лицом негосударственной коммерческой или иной негосударственной организации своих должностных полномочий, причинившее крупный ущерб либо существенный вред правам или охраняемым законом интересам граждан либо государственным или общественным интересам, —

наказывается штрафом от ста до ста пятидесяти минимальных размеров заработной платы или ограничением свободы до двух лет либо лишением свободы до двух лет.

То же действие, совершенное:

а) с причинением особо крупного ущерба;

б) организованной группой или в ее интересах, —

наказывается штрафом от ста пятидесяти до трехсот минимальных размеров заработной платы или ограничением свободы от одного года до трех лет либо лишением свободы до трех лет.

В случае возмещения причиненного материального ущерба не применяется наказание в виде ограничения свободы и лишения свободы.

(глава XIII1 введена Законом Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года № ЗРУ-391 — СЗ РУ, 2015 г., № 33, ст. 439)

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., приложение к № 2; 1997 г., № 2, ст. 56; 1998 г., № 5-6, ст. 102, № 1, ст. 20, № 9, ст. 229; 2001 г., № 1-2, ст. 23; 2003 г., № 5, ст. 67; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 25, ст. 287, № 37, ст. 408; 2006 г., № 14, ст. 110, № 39, ст. 385; 2007 г., № 1-2, ст. 3, № 3, ст. 21, № 14, ст. 132, № 15, ст. 154, № 50-51, ст. 506; 2008 г., № 52, ст. 513; 2009 г., № 39, ст. 423; 2010 г., № 37, ст. 315, № 38, ст. 328; 2011 г., № 51, ст. 542; 2014 г., № 20, ст. 222, № 50, ст. 588; 2015 г., № 33, ст. 439; 2016 г., № 17, ст. 173)

Статья 14. Возмещение убытков

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

СПиТ:

1.Ответственность / Убытки;

2.Ответственность / Реальный ущерб;

3.Ответственность / Упущенная выгода]

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

См. судебную практику.

Статья 15. Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами самоуправления граждан

См. предыдущую редакцию.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов самоуправления граждан или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа самоуправления граждан, подлежат возмещению государством или органом самоуправления граждан. Решением суда возмещение убытков может быть возложено на должностных лиц государственных органов, органов самоуправления граждан, по вине которых причинены убытки.

(статья 15 в редакции Закона Республики Узбекистан от 15 декабря 2000 г. № 175-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2001 г. № 1-2, ст. 23)


Указ

Президента Республики Узбекистан

О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 23-24, ст. 167; 2006 г., № 28-29, ст. 263; 2009 г., № 52, ст. 558)

3. Определить, что:

вред, причиненный субъекту предпринимательства в результате незаконных решений государственных органов либо незаконных действий (бездействия) их должностных лиц, подлежит возмещению в полном объеме на основании решения суда непосредственно этими государственными органами, в первую очередь, за счет средств их внебюджетных фондов;

решением суда возмещение убытков может быть возложено на должностных лиц государственных органов, по вине которых причинены убытки, в порядке и размерах, установленных законодательством;

рассмотрение хозяйственных споров между субъектами предпринимательства осуществляется хозяйственным либо третейским судом.

Кабинету Министров, Министерству юстиции, Высшему хозяйственному суду и Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан в месячный срок в установленном порядке внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Закона Республики Узбекистан «О третейских судах», предусмотрев в нем образование третейских судов самими субъектами предпринимательства и их объединениями.

г. Ташкент,

14 июня 2005 г.,

№ УП-3619

Постановление

Кабинета Министров Республики Узбекистан

Об утверждении Положения о порядке обращения взыскания по исполнительным документам на средства Государственного бюджета Республики Узбекистан и на финансовые обязательства бюджетных организаций

г. Ташкент,

13 мая 2014 г.,

№ 120

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке обращения взыскания по исполнительным документам на средства Государственного бюджета Республики Узбекистан и на финансовые обязательства бюджетных организаций

5. Государственным органам и должностным лицам, на которых настоящим Положением возлагается исполнение определенных обязанностей и действий в рамках исполнения судебных решений, запрещается неисполнение, приостановление либо иным образом воспрепятствование исполнению судебного акта, не иначе как в судебном порядке, либо в порядке обжалования или опротестования.



КОММЕНТАРИЙ

к Указу Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата»

Принятый Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» направлен, прежде всего, на дальнейшее усиление правовой защиты частной собственности, создание благоприятных условий и всемерную поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства, повышение инвестиционной привлекательности республики и свидетельствует о переходе на качественно новый уровень государственной политики в данной сфере.

В частности, Указ в качестве важнейшего приоритета и первостепенной задачи государственных органов закрепляет «предоставление большей свободы малому бизнесу и частному предпринимательству, кардинальное сокращение вмешательства в их деятельность с концентрацией усилий на раннем предупреждении, повышении эффективности профилактики и недопущении правонарушений». В этих целях государственным органам, прежде всего, правоохранительным и контролирующим структурам, поручено:

обеспечить в своей деятельности безусловную реализацию установленных требований, а также принципа приоритета прав и законных интересов субъектов предпринимательства, в связи с чем критически пересмотреть свои функции и полномочия;

обеспечить строгое выполнение требований норм законодательства об ответственности должностных лиц за незаконное вмешательство и воспрепятствование предпринимательской деятельности, ее необоснованное приостановление, а также возмещение непосредственно с виновных ущерба, нанесенного субъектам предпринимательства.

Данная норма обязывает государственные органы применять не только самые строгие меры дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, но и обеспечивать взыскание непосредственно с виновных работников ущерба, причиненного субъектам предпринимательства.

Реализация указанных мер направлена на недопущение инициирования и проведения незаконных проверок, особенно случаев необоснованного приостановления деятельности субъектов предпринимательства и причинения убытков вследствие неправомерных действий работников государственных органов.

Указом устанавливается ряд принципиально новых механизмов государственного контроля, направленных на обеспечение надежных правовых гарантий от необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства.

В частности, с 1 января 2017 года вводятся такие беспрецедентные меры, как отмена всех видов:

– внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, кроме проверок в связи с ликвидацией юридического лица, а также проводимых исключительно по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов краткосрочных проверок на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства;

– встречных проверок деятельности субъектов предпринимательства, в том числе по уголовным делам.

Таким образом, контролирующие органы теперь не вправе инициировать проведение внеплановых проверок. При этом, в целях обеспечения правовых механизмов защиты прав и интересов граждан сохраняется ограниченная возможность проведения краткосрочной проверки только на основании обращений физических и юридических лиц по фактам нарушений законодательства. Подобная проверка может проводиться исключительно по решению Республиканского совета, и ее продолжительность ограничена одним рабочим днем.

Наряду с этим, продолжая курс на либерализацию административного и уголовного законодательства, Указ предусматривает такие кардинально новые меры, как освобождение от всех видов ответственности субъектов предпринимательства и их работников, впервые совершивших правонарушения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, а также лиц, осуществлявших предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, в случае возмещения ими причиненного ущерба и добровольного устранения последствий правонарушений в установленные сроки.

Кроме того, установлен запрет на применение в отношении субъектов предпринимательства уголовного наказания в виде лишения права на занятие предпринимательской деятельностью.

Указанные нормы не только исключают двойное наказание субъектов предпринимательства, но и предоставляют возможность гражданам, впервые совершившим правонарушения и загладившим свою вину, продолжить свою предпринимательскую деятельность без негативных последствий, что также призвано стимулировать их деловую активность.

В этой связи соответствующие изменения и дополнения будут внесены в Уголовный кодекс, Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, Налоговый кодекс и ряд других законов.

Для повышения инвестиционной привлекательности республики вновь созданным производственным предприятиям с иностранными инвестициями предоставляется право применения в течении пяти лет ставок налогов и других обязательных платежей, действовавших на дату их регистрации.

Следует отметить, что данная льгота распространяется на все предприятия с иностранными инвестициями вне зависимости от суммы инвестированных средств.

В целях усиления форм парламентского контроля за исполнением законов в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства намечается создание института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Олий Мажлисе Республики Узбекистан.

Как показывает зарубежный опыт, данный институт играет важную роль в обеспечении правовой защиты субъектов предпринимательства, представления их интересов в отношениях с государственными структурами.

В целях практической реализации положений Указа утверждена Программа комплексных мер, предусматривающая реализацию 42 конкретных мероприятий по пяти наиболее приоритетным сферам ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защиты частной собственности и качественного улучшения делового климата.

В частности, в рамках совершенствования правовых основ по борьбе с коррупцией, снижения административных барьеров при взаимодействии государства и бизнеса, обеспечения открытости и прозрачности использования государственных ресурсов предусматривается принятие целого пакета законов, включая законы «О противодействии коррупции», «Об административных процедурах», «О государственных закупках» и «О государственно-частном партнерстве», на основе общепризнанных международных стандартов.

В соответствии с Программой будут внесены изменения и дополнения в Закон «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов», Уголовно-процессуальный кодекс и другие нормативно-правовые акты для установления четкой правовой регламентации порядка назначения и проведения проверок по уголовным делам, единых и прозрачных механизмов.

Реализация данной меры позволит устранить причины и условия, способствующие незаконному вмешательству в деятельность субъектов предпринимательства, в том числе в рамках расследования уголовных дел.

Кроме того, Программа предусматривает разработку предложений по дальнейшей либерализации норм уголовного законодательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, установлению единых критериев и оснований определения ущерба, нанесенного в результате совершения преступлений, а также незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства.

В сфере совершенствования системы налогообложения и таможенного дела, повышения инвестиционной привлекательности и международного рейтинга республики в Программе намечены мероприятия по разработке предложений и нормативно-правовых актов, направленных на:

внедрение передовых рыночных механизмов валютного регулирования и курсовой политики, современных принципов и механизмов регулирования банковской деятельности, упразднение барьеров, препятствующих осуществлению эффективной банковской деятельности;

дальнейшее улучшение качества и эффективности налогового администрирования;

отмену требования о постановке на учет экспортных контрактов субъектов предпринимательства в таможенных органах;

совершенствование правовых основ деятельности аудиторских организаций и налоговых консультантов по усилению ответственности за качество услуг и достоверность представляемых имизаключений, как один из основных механизмов предупреждения правонарушений и гарантий стабильной деятельности законопослушных субъектов предпринимательства.

В Программе запланированы меры по усилению судебной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства путем поэтапной передачи судам функций и полномочий контролирующих органов по применению административных взысканий в отношении субъектов предпринимательства и их работников.

Реализация данной меры призвана устранить практику, когда контролирующий орган, осуществивший проверку субъекта предпринимательства, самостоятельно рассматривает дело об административном правонарушении, что естественно сказывается на беспристрастности и объективности рассмотрения административных дел.

Программа также включает мероприятия по внедрению в систему хозяйственных судов механизмов аудио- и видеофиксации судебных заседаний, а также публикации на веб-сайтах принятых решений, освобождение от уплаты государственной пошлины субъектов предпринимательства при подаче заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда.

В рамках внедрения системы «Электронное правительство» намечен комплекс мероприятий по ускоренному развитию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, расширению бесконтактных форм взаимодействия субъектов предпринимательства с уполномоченными органами. В частности, Программа предусматривает меры по расширению перечня государственных услуг, оказываемых исключительно через единые центры по оказанию услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно».

Наряду с этим, предусматривается критический пересмотр с учетом передового зарубежного опыта специальных нормативных документов, таких как технические требования (санитарные, экологические, градостроительные нормы и правила, правила пожарной безопасности, стандартизации и др.) с исключением неэффективных, устаревших и подменяющих рыночные механизмы норм.

Реализация Указа позволит обеспечить преемственность и последовательность курса, определенного Первым Президентом Республики Узбекистан по решительному устранению административных барьеров и искусственных преград на пути развития предпринимательской деятельности, как ключевого фактора устойчивого развития экономики страны.


Дальнейшее совершенствование законодательства в сфере предпринимательской деятельности

Необходимо отметить, что на сегодняшний день со стороны государства уделяется большое внимание по дальнейшему совершенствованию законодательства в сфере предпринимательской деятельности.

В настоящей статье, хотелось бы раскрыть некоторые аспекты принятых решений со стороны руководства нашей республики в сфере предпринимательской деятельности.

В частности, 5 октября 2016 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан № УП–4848 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата».

Согласно данному решению руководства страны, с 1 января 2017 года отменяются все виды внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, кроме проверок в связи с ликвидацией юридического лица, а также проводимых исключительно по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов краткосрочных проверок на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства; все виды встречных проверок деятельности субъектов предпринимательства, в том числе по уголовным делам.

Вместе с этим, вышеуказанным решением предусматривается освобождение от административной и уголовной ответственности, применение штрафных и финансовых санкций (кроме пени) в отношении субъектов предпринимательства и их работников, впервые совершивших правонарушения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в случае добровольного устранения в установленные законодательством сроки допущенных нарушений и возмещения причиненного материального ущерба, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью человека.

В части либерализации уголовного законодательства предусматривается внедрение механизма не применения уголовного наказания в виде лишения права на осуществление предпринимательской деятельности в отношении субъектов предпринимательства.

Необходимо отметить, что в целях повышения инвестиционного климата и деловой среды данным указом предполагается предоставление преференций. В частности, в отношении вновь создаваемых производственных предприятий с иностранными инвестициями предоставляется право применения в течение пяти лет ставок налогов и других обязательных платежей (за исключением ресурсных и таможенных платежей), действовавших на дату их государственной регистрации.

Следует отметить, что в соответствии с данным указом заинтересованным министерствам и ведомствам были даны поручения по внесению предложений, направленных на:

дальнейшее улучшение качества и эффективности налогового администрирования, обеспечивающего минимизацию затрат на сбор налогов и других обязательных платежей, широкое внедрение дистанционного контроля и повышение правовой грамотности налогоплательщиков;

внедрение передовых рыночных механизмов валютного регулирования и курсовой политики, стимулирующих рост экспортного потенциала республики, активное привлечение прямых иностранных инвестиций и повышение конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках;

дальнейшее совершенствование законодательства, предусматривающее исчерпывающие правовые основания и критерии назначения и проведения краткосрочных проверок деятельности субъектов предпринимательства;

сокращение количества и сроков проведения проверок путем повышения эффективности камерального контроля деятельности субъектов предпринимательства;

совершенствование правовых основ деятельности аудиторских организаций и налоговых консультантов по усилению ответственности за качество услуг и достоверность представляемых ими заключений как один из основных механизмов предупреждения правонарушений и гарантий стабильной деятельности законопослушных субъектов предпринимательства;

внедрение современных принципов и механизмов регулирования банковской деятельности, искоренение и недопущение административного вмешательства в деятельность коммерческих банков со стороны государственных органов, в первую очередь, в кредитную политику;

упразднение барьеров, препятствующих осуществлению эффективной банковской деятельности, а также обеспечение реализации в полной мере прав клиентов по свободному распоряжению собственными денежными средствами.

Также, в целях создания благоприятных условий для ведения бизнеса и осуществления предпринимательской деятельности предусматривается проведение инвентаризации всех технических требований (санитарных, экологических, градостроительных норм и правил, правил пожарной безопасности, нормативных документов по стандартизации и технических нормативов), что в свою очередь, позволит уменьшить издержки субъектов предпринимательства. В частности, с учетом передового зарубежного опыта будут приняты меры по разработке и принятию соответствующих нормативных документов, исключающих неэффективные, устаревшие и подменяющие рыночные механизмы нормы.

Вместе с этим, будет обеспечено размещение и постоянное обновление действующих нормативных документов в области технического регулирования на своих официальных веб-сайтах во всемирной информационной сети Интернет в целях предоставления беспрепятственного и бесплатного доступа к ним.

Важно обратить свое внимание, что в соответствии с пунктом 4 вышеназванного Указа палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан рекомендовано рассмотреть вопрос создания института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Олий Мажлисе Республики Узбекистан со следующими основными полномочиями:

участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства;

оказание правовой поддержки субъектам предпринимательства при осуществлении проверок их деятельности;

изучение практической реализации норм и требований законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности;

оценка эффективности воздействия принятых нормативно-правовых актов на осуществление предпринимательской деятельности;

осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательства государственными, контролирующими и правоохранительными органами, а также органами государственной власти на местах.

В заключение, хотелось бы отметить, что основной целью принятого решения со стороны руководства страны заключается в усилении гарантий защиты предпринимательской деятельности, создании необходимых условий и возможностей для ускоренного развития частного предпринимательства, расширении их доступа к материальным и кредитным ресурсам, дальнейшем укреплении правовых механизмов защиты и гарантий неприкосновенности частной собственности, ликвидации бюрократических преград на пути развития предпринимательства, улучшении инвестиционного климата и деловой среды в республике.

Р.Акпулатов, Главный консультантМинистерства юстиции Республики Узбекистан



Упрощение порядка осуществления предпринимательской деятельности

За годы независимости в Узбекистане под руководством главы нашего государства осуществляются масштабные экономические реформы, важнейшей составной частью которых является упрощение и улучшение порядка осуществления предпринимательской деятельности, создание для субъектов бизнеса более благоприятных условий.

Одними из ключевых направлений данных реформ являются устранение излишних бюрократических барьеров и различных препон на пути развития бизнеса, ограничение вмешательства государственных и контролирующих органов в деятельность субъектов предпринимательства.

В целях реализации данных реформ сформирована и постоянно совершенствуется соответствующая нормативно-правовая база. Был принят целый ряд актов законодательства, среди которых следует отметить законы Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», «О семейном предпринимательстве», «Об электронном правительстве», указы Президента Республики Узбекистан от 24 августа 2011 года №УП–4354 «О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства», от 7 апреля 2014 года № УП–4609 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» и от 15 мая 2015 года № УП–4725 «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития».

Принятие данных актов законодательства обеспечило кардинальное повышение роли и места частной собственности в экономике республики, ликвидацию преград и ограничений на пути развития частной собственности и частного предпринимательства.

В последние годы существенно упрощены процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательства, выделения земельных участков, получения разрешений на строительство, регистрации собственности, подключения к инженерно-коммуникационным сетям, кредитования, осуществления внешнеэкономической деятельности, рассмотрения хозяйственных споров.

Только в течение 2011-2014 гг. отменено 167 разрешительных процедур и 17 лицензий, что является огромным шагом в создании необходимых условий для осуществления субъектами предпринимательства своей деятельности.

Были отменены более 100 различных форм отчетности, сокращена периодичность предоставления ряда отчетностей, упрощен порядок получения документов разрешительного характера и лицензий.

В стране созданы необходимые условия для старта бизнеса. Выпускники профессиональных колледжей, в случае государственной регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей в течение двенадцати месяцев после окончания колледжа, освобождаются от уплаты фиксированного налога сроком на шесть месяцев с даты их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Очень важным стимулом послужило также предоставление индивидуальным предпринимателям право нанимать работников с уплатой за каждого нанятого работника страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд в размере 50 процентов от минимальной заработной платы и фиксированного налога в размере 30 процентов от установленной ставки для индивидуальных предпринимателей-работодателей.

Законодательно закреплен принцип применения предоставленных для субъектов предпринимательства льгот и преференций без всякого письменного обращения с их стороны.

Особое внимание уделяется упрощению порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства и внедрению бесконтактных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства.

В целях дальнейшего совершенствования и упрощения порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства постановлением Кабинета Министров от 31 декабря 2014 года № 377 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства» установлен запрет на истребование при оказании государственных услуг от субъектов предпринимательства документов и информации, имеющихся в других государственных органах и иных организациях, в том числе справок об отсутствии налоговой задолженности или задолженности по коммунальным платежам, копий учредительных документов субъекта предпринимательства, лицензий и документов разрешительного характера.

Следующим важным шагом в этом направлении стало создание на базе инспекций по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов (городов) единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно».

Высокий уровень развития общества, изменяющиеся условия нынешнего дня требуют качественных изменений во взаимоотношениях государства и общества, повышения эффективности исполнения государственными органами своих функций.

Следует отметить, что начало функционирования с 1 января текущего года центров «одно окно» подняло на новый уровень развитие государственного регулирования предпринимательской деятельности в республике, которое нацелено на кардинальное повышение качества и доступности, обеспечение прозрачности при предоставлении государственных услуг предпринимательским структурам с широким применением современных информационно-коммуникационных технологий.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 сентября 2015 года № ПП–2412 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» утвержден перечень государственных услуг, оказываемых исключительно через центры «одно окно», который на данный момент включает в себя 16 видов государственных услуг. При этом Кабинету Министров Республики Узбекистан предоставлено полномочие по дополнению данного перечня новыми видами государственных услуг.

Основными задачами деятельности центров «одно окно» определены:

оказание государственных услуг по принципу «одно окно»;

обеспечение прозрачности прохождения субъектами предпринимательства регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур;

установление тесного взаимодействия с государственными органами и иными организациями, оказывающими государственные услуги, с недопущением бюрократических барьеров и препон при их оказании предпринимателям;

предоставление информационной помощи заявителям, в том числе бесплатных консультаций о порядке и сроках оказания государственных услуг.

Утвержденным Правительством Республики Узбекистан порядком оказания государственных услуг через центры «одно окно» определено, что при рассмотрении заявления об оказании государственных услуг уполномоченному органу запрещается требовать представления дополнительных документов и (или) сведений, а также приглашать заявителя, обратившегося в центр «одно окно» для оказания государственных услуг, в процессе рассмотрения его заявления.

Для повышения удобств в помещениях центров «одно окно» размещаются кассы банков по приему платежей, ожидание очереди организуется с использованием оборудования электронной системы управления очередью, с обеспечением также возможности дистанционной записи в очередь заявителей по телефону, электронной почте центра «одно окно» и через Единый портал. Центры оборудованы информационными стендами и стойками, содержащими актуальную и исчерпывающую информацию, необходимую для получения государственных услуг, оказываемых через центр «одно окно».

На органы юстиции возложена ответственная задача по осуществлению контроля за обеспечением законности в деятельности центров «одно окно» в целях недопущения применения различных форм, усложняющих установленный законодательством порядок оказания субъектам предпринимательства государственных услуг по принципу «одно окно», включая регистрационные, разрешительные и лицензионные процедуры, а также других бюрократических барьеров, препятствующих субъектам предпринимательства.

Во исполнение возложенных задач министерством осуществляется постоянный контроль и мониторинг деятельности центров «одно окно».

Важно отметить, что с момента внедрения принципа «одно окно» в процесс оказания государственных услуг субъектам предпринимательства в стране наблюдаются существенные позитивные изменения в организации предпринимательской деятельности.

Результаты проводимого министерством мониторинга деятельности центров «одно окно» показывают, что по состоянию на 4 марта 2016 года через центры «одно окно» оказано 13520 государственных услуг.

В частности, субъектам предпринимательства предоставлены 4549 услуг по подключению объектов, принадлежащих субъектам предпринимательства, к инженерно-коммуникационным сетям на условиях «под ключ», 4217 – по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, 526 – по выдаче разрешений на производство строительно-монтажных работ, 493 – по выдаче разрешений на перепрофилирование и реконструкцию объекта, 349 – по переводу жилого помещения в категорию нежилого, 621 – по выдаче разрешений на размещение внешней рекламы, 2503 – по выдаче разрешительных свидетельств на право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией, а также реализации алкогольной продукции организациями общественного питания.

В современных условиях ведения бизнеса деятельность центров «одно окно», прежде всего, упрощает излишнюю регламентацию предпринимательской деятельности, а также способствует использованию в полной мере возможностей современных информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, осуществляемые в стране реформы направлены на дальнейшее упрощение ведения бизнеса и показывают стремление государства на создание для субъектов предпринимательства максимально благоприятной среды, что в свою очередь требует от представителей бизнеса еще более активного участия в этом процессе и осуществления своей деятельности с соблюдением действующего законодательства.

Озодзода Шерзод Фарход угли,

Главный консультант  Управления экономического  законодательства Министерство юстиции


Законы Республики Узбекистан


Акты Президента Республики Узбекистан


Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан


Ведомственные акты 




О МЕРАХ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ АКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ